11-20 апреля 2020

12 апреля 2020.   «Денди, Денди! Все мы любим Денди» — этот слоган ранних девяностых прошел мимо меня. У меня не было Денди, не было и Сёги, как ранее до этого не было «Спектрума» или же советских персональных микрокомпьютеров серии «Электроника», не было ни 286-го, ни 386-го, которые стремились приобрести мои сверстники на заре 90-х. Возможно, отчасти потому, что программировать я начал и программировать достаточно серьезно еще в школьные годы, в самом начале 80-х, у меня сформировалось немного иное отношение к информационным технологиям с другими приоритетами. И для него на протяжении примерно десяти лет вполне хватало той техники, которой располагали учреждения и «творческие лаборатории». Первый же мой собственный компьютер был куплен в декабре 1994, и это был 486 DX2-66 с шиной VESA (VLB) и с 20MB ОЗУ (по тем временам это было очень много, память мне обошлась в цену самого компьютера). Я его обхаживал и докупал для него всякие интересные мне платы и устройства. 486-й прослужил верой и правдой до 2005 года, после чего ушел на заслуженную пенсию. И поэтому мой интерес ко всему тому, что прошло тогда мимо меня, это не в последнюю очередь интерес к истории, к логике прошлого, это та самая ретроспектива, без связи с которой нет и не может быть перспективы.

И вот держа в руках сейчас ту самую Денди (а так теперь, наверное, называют все совместимые с оригиналом восьмибитные приставки), я задаюсь совсем другими вопросами, чем те, которые интересовали бы меня в 90-е. Для меня Денди — это, скорее, пульт управления, который, используя технологию «картинка в картинке», выводит элементы управления на отведенную для этого часть экрана. И такой взгляд на Денди отнюдь не одномерен и прямолинеен. Если на моем старом 486-м стояла отдельная плата видеозахвата, которая будучи сопряженной с графической, давала возможность выводить на экран монитора видео оверлеем, для нынешних компьютеров оверлей — технология прошлого. «Картинка в картинке» пока на телевизорах встречается чаще, чем на компьютерных мониторах. Можно надеяться, что положение дел изменится и игровые приставки можно будет подключать к обычным мониторам в параллель с компьютером, но пока они остаются в этом плане больше телевизионными.

Если смотреть на Денди и подобные ей системы как на пульты управления, то это порождает восприятие самого управления какой-либо игрой (или любым другим процессом) как игры в игре. Игре, в которой само управление уже может содержать в себе игровые аспекты. И это отнюдь не только неожиданные QTE посреди и поверх сложных выпадающих меню скилов, их видоизменяющихся комбо, модификаторов и энчантов. Итак,

«Я играю со своим пультом управления»

Играю в восьмибитную двумерную саму-по-себе ретроигру (на это теперь уже никто не обращает внимания, все привыкли, что поверх трёхмерной сцены на экране располагаются 2D элементы управления, но это настолько странно, что стоит призадуматься, а почему так «многослойно» устроен игровой мир). И это первый момент.

Второй момент — это картридж. И если Денди — пульт управления (или его составная часть), то картридж волей неволей должен быть активным устройством, содержащим в себе не только ПЗУ (или, что более современно, флеш-модуль), но и полноценное ОЗУ, и микроконтроллер, а не просто логику маппинга, возможно даже несколько таковых.

Третий момент, если Денди — это устройство управления, то сигнал с него должен передаваться не только на экран, но и на компьютер. Это может быть реализовано двояко. Или путем распараллеливания сигнала на два независимых на уровне устройства ввода / манипулятора, или посредством передачи сигнала как с самой приставки, так и с картриджа на компьютер. Передача с самой приставки требует ее переделывания, что мне как консерватору совершенно не близко по духу, а вот использование для этих нужд картриджа, которому придаются дополнительные функции hid-устройства, мне представляется вполне разумным и гораздо более перспективным. И самое главное, при таком подходе сигналы, которые передаются с подобного hid-устройства на компьютер, лишь ситуационно зависят от сигналов джойстиков или других манипуляторов, подключенных к приставке, а не тождественны им, и мы имеем возможность, как мы это делаем, например, на кнопочном телефоне, передавать с помощью сравнительно небольшого числа кнопок на устройствах ввода гораздо больший объем управляющих символов/команд на наш компьютер.

17 апреля 2020.   Разумеется, предыдущая запись — это, так сказать, своеобразный «вброс намерения», эхом на который непременно отзовутся другие мои блоги, но, самое главное, рассчитанный на серьезный разговор «за кулисами».
Поделиться в Диаспоре*:

Добавить комментарий