21-30 ноября 2019

22 ноября 2019.   Если бы сейчас передо мной стоял вопрос о выборе веры, то, наверное, и по размышлении зрелом, на основании жизненного опыта и приобретенных знаний я бы подтвердил тот выбор, который за меня уже сделала моя судьба и мои предки, но сомнения и взвешивания всех за и против тоже несомненно бы были. И думаю, последней альтернативой стало бы исповедание веры поморского согласия. Хотя эта ситуация не более чем гипотетическая, я в душе держу глубокое уважение к «старой вере», и не только поморского согласия, но и, конечно же, старообрядческой церкви белокриницкой иерархии, держу и бережно храню как драгоценное сокровище. Есть какой-то глубинный смысл в нынешнем разделении, и я надеюсь, когда-нибудь в будущем нам будет дано понимание, для чего оно было Богом попущено во благо Его «Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви».

25 ноября 2019.   Конец ноября — время сумрачных, но благотворных раздумий:

«Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача» (И. В. Мичурин) — красиво и самонадеянно, скажем так, в духе своего времени, в чем-то близорукого, в чем-то излишне воодушевленного собственными вымыслами и представлениями, времени, когда несмотря на подрубленный ствол русского духа корни еще были сильными, и никто еще не ощущал по-настоящему, что такое их лишиться. Реальное ощущение можно только пережить, его нельзя представить и умом до него дойти тоже нельзя.

«Угрюмый лес стоит вокруг стеной;
Стоит, задумался и ждёт»
— это как раз о том, что самонадеянность человеческой воли не остается безответной, лес, русский лес, «задумался и ждёт». Ну, наверное, если валаамова ослица может взаправду говорить человеческим языком от Св.Духа, то и лес тоже. Правда, молча. Иногда молчание красноречивей слов.

27 ноября 2019.  
«Жизненное пространство и Русский Лес» — старая запись в LiveJournal: https://denis-juriev.livejournal.com/4595.html. Наверное, сейчас, исходя из реалий сегодняшнего дня я бы по другому, чем восемь лет назад, расставил бы акценты, что-то бы добавил, прежде всего относящееся к единству русского леса, но общий смысл остался бы прежним.

28 ноября 2019.   Веганство веганству рознь. Одно направлено на выход человека из Природы, иное — на гармонию с ней. И лакмусовая бумажка — отношение к домашним животным. Первое полагает, что коров быть вообще не должно, второе же — что наши домашние животные должны жить вместе с нами, а мы заботиться и опекать их, получая ответную благодарность. Первое полагает, что, чем меньше мы общаемся со «скотиной», тем лучше. Второе, что необходимо вспомнить старые и найти новые способы использования быков в хозяйстве. Если сам человек работает по хозяйству, почему его питомцы не имеют на это право?

Это два принципиально разных веганства.

30 ноября 2019.   Когда мы снова перелистываем историю старообрядчества, то вспоминаем не только Преображенское кладбище, не только опыт соединения экономической и духовной жизни, но и уникальный отечественный образовательный опыт. Я имею ввиду Выговскую «Академию». Конечно же, она не обладала теми ресурсами и возможностями, что и созданные государством в России учреждения европейского образца, но несомненно, ее роль не просто огромна, но и является фундаментальной в становлении национального народного образования. Не в последнюю очередь благодаря ей, благодаря проповедуемым ею культурным идеалам наш народ, занимаясь предпринимательством, охотно использовал инженерный опыт и поощрял изобретения. Пробуждению изобретательности в нашем народе мы обязаны все-таки в гораздо большей степени старообрядцам, нежели «заморским академикам», хотя я с большой признательностью отношусь к ученым немецкого происхождения, работавшим в России и многим благодарен за передачу знаний, научной культуры и исследовательского духа нашему народу.

Сейчас отечественное образование переживает далеко не лучшие времена. Когда процессами управляют люди, не имеющие глубоких корней в народном духе, непричастные подлинной «мудрости народной», подменяющие ее «накривьскроенной заумью» и «новиопскими измышлениями», все склонно идти вкривь и вкось. Потом говорят: «Хотели как лучше, а получили как всегда». Но заметно, что методичность в наступании на грабли нельзя списать на недальновидность, в этом просматривается что-то целостное и последовательное, заключающееся в недоверии власти к скрытым в народе собственным силам, и практически ничем не оправданная вера в разного рода «варягов», которые обязательно должны навести порядок и открыть тропу в светлое будущее, но никак не делают этого. Такова, увы, кривда нашей жизни и нашей власти.

Если ориентироваться на пессимистичную оценку нынешней ситуации и столь же пессимистичный прогноз, то наше образование, и среднее, и высшее, ожидают «темные века». И поэтому я не случайно, совершенно не случайно вспомнил старообрядческую Выговскую «Академию». Очень важно сейчас научить молодое поколение учиться не в университетах, скажем так, не только в университетах, но и по книгам. Конечно же, многим практическим навыкам невозможно обучиться без должной технологической базы, но теория, например, математика, физика, химия, биология, гуманитарные науки вполне изучаются самостоятельно или под руководством одного или небольшого числа наставников. Для этого не нужен штат «тьмутараканских профессоров», а главное, погружение в их культурную среду. Выговская Академия — это не просто народное просвещение, это еще и символ приверженности чистоте веры:

«Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе; но в законе Господни воля eго, и в законе eго поучится день и нощь. И будет яко древо насажденое при исходищих вод, eже плод свой даст во время свое, и лист eго не отпадет; и вся, eлика аще творит, успеет. Не тако нечестивии, не тако; но яко прах, eгоже возметает ветр от лица земли. Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных. Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет.»

Бесспорно, нельзя абсолютизировать проявления зла, каждый может оступиться, не только на время, но и упорствовать в своих заблуждениях, никто от этого не застрахован, но сторониться наиболее опасных проявлений зла все же и душеполезно, и столь же оправдано с практической точки зрения, так же как не стоит поселяться надолго в доме, построенном на зыбком песке, и рассчитывать встретить в нем спокойную старость.

Поделиться в Диаспоре*:

Добавить комментарий